АЛГОРИТМ УСПЕХА
КОРПОРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ
Малайзия: страна султанов
30 августа 2021 | Выпуск #2 (65)
Прежде чем читать эту статью, попробуйте вспомнить любые пять фактов, которые вы знаете о Малайзии. Уверены, это удастся не всем. Страна не так популярна у туристов, как ее ближайшие соседи — Таиланд, Индонезия и Сингапур, поэтому информации о ней в сети гораздо меньше. Однако мы нашли массу интересного и хотим поделиться с вами.
Начнем с основного: территория государства состоит из двух частей: полуостровной (граничащей с Таиландом) и восточной. Вторая расположена на севере острова Борнео (или Калимантан), а большая часть этого острова принадлежит соседней Индонезии. Части разделены Южно-Китайским морем и расположены достаточно далеко друг от друга — примерно в 700 км. Крупные города и практически вся промышленность сосредоточены на полуострове, а восток со штатами Саравак и Сабах находится во власти тропических лесов. Здесь плотность населения гораздо ниже, а города развиты хуже. Почти весь остров Борнео покрыт джунглями с горным хребтом посередине. Климат в этой части Малайзии тяжелый: влажность редко опускается ниже 80% при среднегодовой температуре около 30°C. Зато растениям и животному миру такая погода по душе: на острове процветает огромное количество видов, причем, возможно, многие из них еще неизвестны науке.

В джунглях Борнео растет так называемое ходячее дерево (walking tree). Корни у этого дерева начинают расти с середины ствола. В поисках воды корни медленно передвигаются под землей. Так что через год-два это дерево вполне может оказаться в нескольких метрах от предыдущего места. Здесь же можно найти раффлезию Арнольда — удивительное растение с самыми большими в мире цветами. Размах лепестков может составлять более метра, а весит такой цветочек до 12 кг. «Аромат» у растения тоже удивительный: цветок распространяет вокруг себя специфический запах тухлого мяса, который привлекает лесных мух.
В штате Сабах находятся огромные пещеры Гомантонг — одно из самых известных мест для добычи ласточкиных гнезд. Гнезда используют для варки традиционного студенистого супа. Такой суп — удовольствие не из дешевых: килограмм ласточкиных гнезд стоит несколько тысяч долларов. Цена связана с опасностью добычи и сложностью очистки этого ингредиента.

В Куала-Лумпуре можно отыскать старейший храм индуистов Шри Махамариамман, основанный в 1873 году, и даосский религиозный комплекс Сина Сзе Си Я.
13 государств вместо одного
Удивительный факт: на самом деле Малайзия состоит из 13 отдельных государств. У страны довольно сложная форма государственного устройства, разобраться в которой получится не сразу. Дело в том, что здесь принята федеративная конституционная монархия: то есть практически каждый субъект федерации (штат страны) имеет собственного правителя. Из 13 штатов монархиями являются девять. Семь возглавляют султаны. В штате Негри-Сембилан правитель носит традиционный малайский титул «Янг ди-Пертуан Бесар», а в штате Перлис — раджа. Остальные четыре штата возглавляют губернаторы, которых назначает центральное правительство. Раз в пять лет все они выбирают верховного правителя страны (короля) «Янг ди-Пертуан Агонг».

Малайзия — многонациональная страна: лишь 60% населения составляют собственно малайцы. По закону они имеют привилегии в бизнесе, образовании и государственной службе. На территории государства также проживает множество китайцев и индийцев-тамилов. Представители этих групп часто знают только собственный язык, так что большинство важных надписей в стране продублировано на малайском, китайском, тамильском и, конечно, английском — для туристов и национальных меньшинств.

Самый большой город — Куала-Лумпур — находится в западной части страны. Это одновременно столица и экономический центр федерации. Город был основан в 1857 году на месте лагеря китайских добытчиков олова. Название у города соответствует истории и переводится дословно как «грязное илистое устье». Но сегодня это один из красивейших и богатейших городов Юго-Восточной Азии. Малайцы же часто называют свою столицу просто KL (Кей Эл).
В ряде штатов Малайзии до сих пор сохранились колониальные кварталы. Уникальные архитектурные памятники внесены в мировые списки, а их посещение поможет подробно изучить многовековую историю Малайзии. Например, город Малакка основан в далеком 1396 году и был первой столицей страны, а в начале XVI века стал одним из ключевых пунктов Португальской империи и крупнейшим портом в Юго-Восточной Азии. В 1641 году Малакку завоевали голландцы, а в 1795-м им на смену пришли англичане. Все это не могло не отразиться на архитектуре города.

Свидетельство колониального прошлого — Голландская площадь в Малакке.
Необычные традиции
Благодаря своей истории и многонациональному составу Малайзия может похвастаться массой необычных традиций. Например, в зданиях часто отсутствует четвертый этаж. Вернее, сам этаж, конечно, есть, но пронумерован он как 3а. Дело в том, что в китайском языке число «четыре» созвучно слову «смерть». В Китае оно имеет такую же репутацию, как число 13, его боятся и стараются всячески избегать. А так как китайцы являются вторым по численности народом в стране, малайзийцы привыкли обходиться без четвертого этажа.

Несмотря на бурный экономический рост, здесь по-прежнему популярны шаманы — бомо (или бомох). Причем практика шаманов мирно уживается с исламом — официальной религией страны. Например, государственные власти обращались за помощью к бомо в надежде прояснить ситуацию вокруг пропавшего самолета авиакомпании Malaysia Airlines.

Свадебная традиция малайцев: гости получают в подарок вареные яйца. Чем больше яиц будет подарено, тем больше детей родится в новой семье. А имена детям во многих семьях по-прежнему выбирает… петух. Родители подбирают несколько подходящих имен — как правило, в честь кого-то из уже умерших предков, раскладывают рис по нескольким чашкам (каждая соответствует конкретному имени) и выпускают бойцового петуха. Из какой чаши петух клюнет, так и назовут ребенка.
Напитки как искусство
Как и в Китае, здесь есть искусство подачи чая, но с традиционной чайной церемонией оно не имеет ничего общего. Дело в том, что любимый напиток малайзийцев — это чай с молоком, тех-тарик. Готовят его, переливая жидкость из одной емкости в другую. Особое искусство — поставить емкости максимально далеко друг от друга. Мастера готовят тех-тарик настолько зрелищно, что приготовление чая превращается в настоящее представление.

Кроме того, несмотря на достаточно строгие законы относительно алкогольной продукции, у малайцев есть собственный традиционный алкогольный напиток туак. Большинство видов туака изготовляются либо из сока пальмы, либо из рисового сырья. В первом случае напиток получается довольно легким, не более 5%, а во втором — напоминающим, скорее, крепленое вино (12–15%). Особой популярностью пользуется рисовый туак, в Малайзии его употребляют в основном жители восточной части (острова Борнео). Он служит неотъемлемым атрибутом традиционных праздников и даже религиозных церемоний для народов, сохранивших традиционные верования.
HEINEKEN в Малайзии
История HEINEKEN в Малайзии началась в 1964 году, когда здесь была зарегистрирована компания Guinness Malaysia Limited. В 1965 году в Селангоре начала работать пивоварня Sungai Way. Сегодня здесь производят основные международные бренды — Heineken®, Giunness®, Tiger, сидры Strongbow и новозеландский Apple Fox Cider, а также популярный региональный бренд Anchor Smooth. Это первый лагер, который начали варить в Малайзии еще в 1933 году.

HEINEKEN Malaysia также предлагает безалкогольные напитки премиум-класса Malta. Портфель брендов включает немецкое пшеничное пиво Paulaner и японское Kirin Ichiban. А недавно малайзийцы смогли попробовать пшеничное пиво Edelweiss родом из Австрии.

В компании работает около 600 человек, среди них наша соотечественница Салима Бекоева, начавшая свой карьерный путь на пивоварне «Волга». Под ее руководством завод достиг максимальной производительности и стал первым получившим бронзу TPM. В 2017 году Салима перешла на должность директора завода Sampang Agung в Индонезии. А с апреля 2019 года стала первой женщиной — директором по обеспечению и планированию производства в HEINEKEN в Малайзии. Мы попросили ее поделиться впечатлениями от работы в этой удивительной стране.
«Я работаю в Малайзии с 1 апреля 2019 года. Из них полтора года — в режиме локдауна. Отношение к стране замечательное. Малайзия — молодая страна, ищущая свой путь в мировой и азиатской экономике. В Малайзии доминирует мусульманская религия, поэтому отношение к пивоваренному бизнесу достаточно осторожное: мы работаем в условиях высоких акцизов на продукцию и дополнительных ограничений в период пандемии. Даже сейчас пивоварня не работает уже почти два месяца из-за ограничений, введенных правительством Малайзии.

Население Малайзии разнообразно. Кроме коренных малайцев, в стране проживают китайцы и индийцы. Особенности работы в стране связаны с необходимостью адаптироваться к разным культурам и традициям. Это так здорово, когда вся страна празднует китайский Новый год, индийский праздник света Депавали и, конечно же, малайские праздники. Очень много традиций и праздников совпадает с нашими российскими мусульманскими традициями. При этом каждый народ ценит семейные ценности, и это нас объединяет.

Перед нашим подразделением стоят серьезные задачи. Мы в процессе модернизации производства и увеличения его мощностей до 2,5 млн гл. Задача очень сложная, так как мы не останавливаем производство и одновременно его модернизируем. Специалисты знают, что такое модернизировать brownfield. Также пивоварня готовится к бронзовой сертификации. К сожалению, полтора года разных стадий локдауна негативно отразились на объеме производства и основных индикаторах эффективности. Но нас это не останавливает. По результатам 2019–2020 годов пивоварня получила престижную награду в HEINEKEN как наиболее улучшившаяся пивоварня. Команда настроена на победу, невзирая на трудности!»
Салима Бекоева
директор по обеспечению и планированию производства в HEINEKEN в Малайзии
Поддержка в пандемию
Чтобы поддержать малайзийские бары и продавцов уличной еды, пострадавших от пандемии COVID-19, HEINEKEN в Малайзии запустила сразу две кампании — Raise Our Bars («Поддержим бары») и Save Our Street Food («Спасем уличную еду»). Люди могли приобрести ваучеры на пиво или сидр на сайтах четырех популярных брендов (Heineken®, Tiger, Guinness® и Apple Fox Cider), а выручка от продажи поступала местным барам и продавцам уличной еды. В результате удалось продать более 74 800 бутылок пива и сидра.
Источник: Редакция журнала HEINEKEN