АЛГОРИТМ УСПЕХА
КОРПОРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ
«Люди все чаще отдают предпочтение качественному удовольствию»
7 декабря 2021 | Выпуск #3 (66)
Для старшего директора по продажам и дистрибуции HEINEKEN в России Георгиоса Полименакоса Россия — вторая родная страна, В каком-то смысле даже первая. Но где бы он ни работал, самое главное для Георгиоса — это создать команду, которая умеет верить в мечту. В интервью Георгиос рассказал о том, как он это делает, а также о своем настоящем и будущем в HEINEKEN.
Как складывался ваш карьерный путь и почему вы решили прийти работать в HEINEKEN?
В моем послужном списке всего три компании. Последней из них стала HEINEKEN. Выпускником я пришел в компанию Coca-Cola Hellenic, и у меня была возможность поработать там в коммерческой функции практически на всех должностях — от позиции мерчандайзера до руководителя в каждом канале продаж. Также получил опыт в маркетинге. Я очень благодарен за такую возможность. Это позволило мне увидеть картину в целом и понять, какие трудности есть на каждой должности. Если вы спросите, кем мне нравилось работать больше всего, я отвечу: специалистом по продажам. Мне доставляло радость видеть результат своей работы в момент оформления заказов.

Затем я перешел в крупную греческую международную компанию. Страна у нас небольшая, и крупных корпораций не так много. Компания называлась Chipita — это производитель снеков и сладостей. Например, их крупный бренд — это круассаны 7Days. К сожалению, этой компании больше не существует, потому что недавно ее продали. Работая в Chipita, я приехал в Россию и стал коммерческим директором, а затем и руководителем российского подразделения. Потом меня пригласили вернуться в мою первую компанию — Coca-Cola. Мне предложили возглавить региональное бизнес-подразделение по Северо-Западу, наш офис находился в Санкт-Петербурге. Тогда я побывал в разных городах в северной части России, например, в Архангельске и Мурманске, а также в других красивейших местах: Великом Новгороде, Калининграде. После этого меня повысили и перевели в московское бизнес-подразделение. Так, после 10 лет пребывания в России я получил новое назначение и уехал в Нигерию руководить подразделением Coca-Cola. Я жил и работал в Нигерии 5 лет, большую часть времени — вместе с семьей. Три с половиной года я работал в Coca-Cola Hellenic и еще полтора — в HEINEKEN, в очень небольшой ее компании под названием Champion Breweries, где занимал должность управляющего директора. Так я пришел в HEINEKEN. Предполагалось, что я поработаю в Champion Breweries несколько месяцев, но вместо этого я провел там полтора чудесных года. Это было замечательное время в профессиональном и личном плане. Я познакомился с чудесными людьми, был частью замечательной команды. Я очень горжусь тем, что Champion Breweries — хоть и небольшая компания, но одна из наиболее эффективных в HEINEKEN.

А потом появилась возможность стать старшим директором по продажам и дистрибуции в России. Россия — моя вторая родная страна, в каком-то смысле даже первая, потому что я живу вдали от Греции 15 лет и уже успел о ней что-то забыть. Моя жена из России. У нас трое детей, и мы заботимся о том, чтобы они гордились своими корнями — как греческими, так и русскими.
Впечатляющий путь. Какими профессиональными достижениями вы гордитесь?
Прежде всего я очень горжусь тем, что был частью фантастических команд и внес вклад в их развитие, а еще мне приятно следить за профессиональным ростом моих коллег. Горжусь тем, что имел отношение к их развитию, смог помочь в профессиональном и личном отношении.
Мне нравятся сложные задачи, и я люблю добиваться результатов. Горжусь тем, что, сталкиваясь с трудностями, мне удавалось обратить ситуацию нам на пользу. Таких результатов можно достичь лишь с командой, которая верит в общую мечту и разделяет с вами стратегию ее воплощения. Важно окружать себя людьми, у которых есть страсть, азарт и способность двигаться вперед. И, конечно же, мне самому важно слушать, продолжать расти и развиваться вместе с командой.
Вы сказали, что вам нравятся сложные задачи. Чего вы ожидаете от нынешней работы?
Во-первых, у нас отличная команда, которая многого достигла, несмотря на довольно жесткие внешние факторы. Меня очень впечатляют стойкость командного духа и гордость коллег за свою культуру. И уровень вовлеченности команды — тому доказательство. Хотел бы, чтобы все знали: я высоко оценил достижения моих коллег и с нетерпением жду нашего нового совместного пути развития с опорой на достигнутое.
Оглядываясь на опыт работы и жизни в разных странах (России, Нигерии, Греции), можете ли вы назвать какие-либо сходства или различия между ними?
Это сложный вопрос. Но у этих трех стран есть много общего, хотите верьте, хотите нет. И снова начну с людей. С первого взгляда может показаться, что русские немного серьезнее, но я уже жил в России, поэтому знаю, что русские умеют веселиться. Это же качество есть и у греков, и у нигерийцев. Поэтому я думаю, что если грек, русский и нигериец соберутся вместе, то они проведут время очень хорошо. Также я считаю, что в своем историческом прошлом все три страны переживали трудные времена. Из-за этого люди обрели стойкость и поэтому никогда не сдадутся. Думаю, это второе сходство, которое можно найти между этими тремя странами.
Переезд в Нигерию был для вас самым сложным в культурном плане или нет? Надо полагать, возвращение в Россию прошло легче всего. Это так?
Переезд в Россию прошел легко, у меня было чувство, что я возвращаюсь домой. А вот в первый приезд в Россию было сложновато из-за погоды: не хватало греческого солнца, ведь в Греции солнце светит более 250 дней в году и ниже нуля температура не опускается.

Что же касается Нигерии, то поначалу обстановка там кажется очень непривычной. Но когда к ней адаптируешься, можно от многого получать удовольствие, например от погоды. Там никогда не бывает холодно, всегда тепло. Мои дети ходили в одних шортах и тапочках. Невероятные фрукты, невероятные улыбки нигерийцев. Так что да, по каким-то вещам ты будешь скучать, но взамен получишь гораздо больше. Думаю, то же можно сказать о любой нации и любом человеке в любой точке мира.
Как изменился рынок товаров массового потребления за последние 5–10 лет?
Изменилось многое. Назову две вещи, которые первыми приходят на ум. Во-первых, структура рынка, развитие современного формата торговли. Я был свидетелем этих перемен, когда жил в России. Когда я уезжал пять лет назад, канал современной розницы уже был большим. Сейчас же в России появились сетевые супермаркеты, которые входят в число крупнейших в Европе и даже в мире.

Во-вторых, потребность в выборе. Я вижу, что российский потребитель стал более взыскательным, осведомленным, более требовательным к качеству и цене. И в то же время он не боится экспериментировать. Вот, к примеру, сильно расширился ассортимент пива, появилось много новых вкусов. Так много ведущих производителей, импортеров, такое обилие выбора. Причем не только в пивном сегменте, но и в других категориях. Похоже, что эта жажда приключений в сфере потребления сохранится надолго.
— Есть ли какие-то конкретные тенденции в области продаж, которым HEINEKEN нужно следовать?
Я считаю, что темпы столь стремительного роста канала современной розницы будут замедляться. Возможно, произойдет укрупнение, распространение крупных игроков в отдаленные от центра города районы, но скорость замедлится. Я абсолютно уверен, что традиционный формат торговли не исчезнет. У него роль обеспечивать определенные ситуативные потребности, и это удобно потребителю. В то же время продолжит расти канал On Trade (канал продаж, в котором потребление товаров происходит непосредственно в месте покупки), особенно в Москве и Санкт-Петербурге, но и в других регионах. Я не упомянул об этом раньше, но хочу отметить сейчас: я наблюдаю невероятную трансформацию канала HoReCa, особенно за пределами столицы. У меня была возможность посетить Краснодар. Я рассказывал коллегам, что, когда я приезжал в Краснодар несколько лет назад, выбор ресторанов и баров был небольшим, а сейчас на одной улице в радиусе пары километров там сотни вариантов. Кроме того, HoReCa продолжит подстраиваться под меняющиеся привычки потребителей. Думаю, эра популярности больших ночных клубов, где гости проводят время и выпивают до утра, ушло. Люди все чаще отдают предпочтение качественному удовольствию, потребляют ответственно (браво!), открыты к новым вкусам и вариантам.
— При условии, что мы все преодолеем пандемию коронавируса, которая так сильно влияет на гос­тиничный и ресторанный сектор, верно?
Мы, несомненно, преодолеем. Конечно, нужно будет адаптироваться. Должен сказать, что я всех призываю прививаться. Недавно я переболел ковидом и после этого, как только стало можно, привился вакциной «Спутник V». Ковид теперь будет с нами всегда. Но в конечном итоге через некоторое время он станет одной из тех болезней, которые сопровож­дают нас годами, как, например, грипп. Мы научимся с этим жить.
— На какие еще важные тенденции следует обратить внимание?
Поскольку люди ограничивают свое потребление, я думаю, что в какой-то момент размер упаковки пива станет меньше. Если отмотать время назад, то можно увидеть, что большинство сортов пива потреблялось из бутылок объемом полтора-два литра. Сейчас это уже не так, и я думаю, что объем тары продолжит уменьшаться.

У нас отличная команда, и меня очень впечатляют показатели вовлеченности

Что же касается устойчивого развития, для меня это не тенденция, а реальность. У нас есть дети, и да, это клише, но ради своих детей и ради следующего поколения мы хотим сделать мир лучше. Устойчивое развитие дает социальную лицензию на деятельность. И я очень горжусь тем, что HEINEKEN находится в числе компаний-лидеров, активно продвигающих эту повестку. Также я очень горжусь теми ценностями, согласно которым мы ведем бизнес, придавая устойчивому развитию первостепенное значение. Как сказал президент нашей компании, у нас сильное семейное наследие, мы присутствуем в жизни людей на протяжении многих поколений, и я очень рад, что работаю в такой организации. Потребители, граждане, люди в целом просто будут отвергать те компании, которые не следуют принципам устойчивого развития. Делая выбор, потребители все чаще будут оценивать натуральность ингредиентов, возможность переработать упаковку, в целом будут учитывать экологический след компании. Они будут отдавать предпочтение продуктам, которые приносят пользу планете, а не просто доставляют им удовольствие.
— HEINEKEN занимает третье место в категории пива в России. А какие у нас конкурентные преимущества?
А какие у нас конкурентные преимущества?

Знаете, в моем лексиконе нет таких определений, как «второй» и «третий», — есть только определение «первый». Так что я скажу вам, в чем мы номер один. Я считаю, что потенциально мы сильнейшая компания в премиальном сегменте. У нас фантас­тический премиальный портфель.

Я думаю, что у нас отлично получается генерировать идеи и развивать инновации. Также мы обладаем прекрасным ноу-хау в отношении портфеля продуктов материнской компании. И наконец, что особенно важно, у нас есть ценности. В конечном итоге суть не в том, чтобы вести агрессивную политику или предоставлять больше скидок. Игра ведется на уровне ценностей, и победит тот, чьи ценностные ориентиры выше.
— Какой у вас стиль руководства?
Я люблю работать в команде и вместе с командами. Я доверяю людям, поддерживаю творческий подход, но считаю, что мы должны показывать результаты. Для этого каждому нужно быть в соответствующей форме и быть в состоянии конкурировать на уровне. Я считаю, что в HEINEKEN работают именно такие люди. Мне важно прислушиваться, понимать, учиться у них, а еще ставить перед командой сложные задачи и поднимать планку. Ценю открытость и участие, обмен идеями и совместное построение амбициозных планов. Но то, о чем договорились, нами должно быть достигнуто.
— Чего вы ждете от своей команды в первую очередь?
Что она будет меня учить. Эти люди знают гораздо больше, чем я, и впредь будут знать гораздо больше, чем я. Невозможно знать все. На данный момент я не знаю очень многого. Я понимаю, что для них это представляет сложность, потому что у них был руководитель, с которым они вместе профессионально росли, и их знания обширны. Теперь же придется уделить время и объяснить какие-то вещи мне. И таким образом, кстати, мы можем обнаружить и новые возможности. Я верю в рост и постоянные улучшения. Это не означает, что я не уважаю и не признаю ту отличную работу, которая была проделана. С опорой на достижения давайте усиленно работать над созданием будущего.
— Вы уже упомянули свою семью: русские корни, трое детей... Какие у вас увлечения?
Я ужасно скучный человек. Я делю свою жизнь между работой и семьей. Поэтому, если вы спросите меня, какое у меня главное хобби, я отвечу: проводить время со своими детьми. И я очень увлечен работой: нам посчастливилось конкурировать на самом высоком уровне!
Источник: Редакция журнала HEINEKEN