АЛГОРИТМ УСПЕХА
КОРПОРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ
Мастер по качеству
30 августа 2021 | Выпуск #2 (65)
Как удается компании поддерживать эталонное качество продукции и запускать самые востребованные новинки, нам рассказала Анна Панина, руководитель отдела по инновациям и качеству HEINEKEN в России.
Анна, для начала давайте вспомним, как вы сами оказались на пивоваренном производстве, чем лично для вас привлекательна отрасль.
Начинала я как стажер в крупной компании, прошла путь от оператора пивного производства до менеджера по инновациям. Для меня отрасль привлекательна в первую очередь возможностью для творчества. Наши напитки — товар повсе­дневного спроса. Мы варим любимые всеми сорта, и у нас есть продукты, которые порадуют потребителей каждый день. Пивоварение — развитая индустрия с высокими стандартами качества на стыке нескольких пищевых производств. Это дает возможность ежедневно улучшать наш продукт, используя передовой опыт и самые интересные технологические приемы.
Вы возглавляете отдел по инновациям. Каков путь инноваций в нашем бизнесе от идеи до торговой полки?
Сердце любой инновации на нашем производстве — это, конечно, потребитель. Мы всегда отталкиваемся от того, что хочет потребитель, от запросов покупателей. Если нам удается подхватить или даже опередить пожелания наших клиентов, инновация будет успешной, а продукт — удачным. В инновационном процессе всегда задействовано огромное количество сотрудников. Подразделения CMI и маркетинга стараются максимально точно определить, что нужно потребителю, наш R&D-отдел совместно с коллегами из пивоварен, логистики и планирования создает продукт, который наиболее соответствует вкусам и запросам покупателей. Сразу несколько служб на пивоварне работают над каждой инновацией, а затем команда продаж быстро и эффективно реализует нашу продукцию клиентам и потребителям. На каждом этапе внедрения инновации разработки продукции мы вместе с командой CMI и бренд-маркетингом анализируем отзывы, получаемые в рамках исследования потребителей. Такой фокус на обратной связи обеспечивает успешный запуск новых продуктов.
Какие нововведения за последние годы можно назвать поводом для гордости? Что выгодно отличает нашу продукцию на рынке?
Нашей компании действительно есть чем гордиться. Например, наш продукт Heineken® 0.0, разработанный в Нидерландах, во многом определил и сформировал профиль безалкогольного пива на многих национальных рынках. Ни для кого не секрет, что еще несколько лет назад безалкогольное пиво воспринималось как неполноценный продукт низкого качества. Heineken® 0.0 позволил сделать шаг вперед, это инновация, определившая отношение к продукту. Многие потребители открыли для себя, что безалкогольное пиво в принципе может быть таким же вкусным, как алкогольное, и это достойная замена традиционному продукту. Еще один предмет для гордости — наши сидры. В тот момент, когда сидровая категория в России была в упадке, мы смогли выйти на рынок и создать свои торговые марки: сначала — Strongbow, потом — «Мистер Лис». Для нас это целая категория новых продуктов, компания стала признанным лидером на рынке сидров. В этом сегменте достаточно сложный рынок сырья, но мы видим, что наши потребители любят сидры. Это альтернатива вину, взрослые по вкусовому профилю напитки, но с низким содержанием алкоголя. Потребителя подкупает то, что сидр не очень сладкий и натуральный продукт. Яблоки в России более доступны, чем виноград, а значит, можно быть уверенным, что сырье для производства сидра качественное и абсолютно натуральное. Вполне можно гордиться и тем, как наша компания перезапустила радлеры: у нас было несколько попыток создать категорию безалкогольных радлеров с различными вкусами и ароматами, но в итоге удалось осуществить намеченные планы вместе с Amstel® Natur.
Письма от руки
«Мы все гордимся, сколько внимания компания уделяет пищевой безопасности наших продуктов. Сейчас особенно активно сотрудничаем с потребителями, открыли горячую линию для общения с покупателями. Но нам нередко звонят не для того, чтобы пожаловаться, а просто благодарят за качество продукции, спрашивают, где еще можно приобрести наши новинки. Компания до сих пор получает от благодарных покупателей письма, написанные от руки. Такой обмен энергией очень заряжает и создает позитивную атмосферу для работы».
Вы настоящий знаток продукции HEINEKEN. Какие напитки из ассортимента компании больше всего цените как эксперт?
После работы я из эксперта превращаюсь в обычного потребителя. Могу признаться, что люблю наш розовый сидр Strongbow Rose — это действительно инновационный продукт на российском рынке. Очень ценю Heineken® 0.0, который может освежить в любой ситуации. Выбор продукта зависит от настроения, времени года и обстановки. Если летом выходишь прогуляться по Санкт-Петербургу, что может быть лучше, чем бокал освежающего Heineken®, а в ноябре под вкуснейший стейк в баре идеально подойдет Affligem Blonde. Если я приезжаю в Хабаровск, обязательно попробую свежее «Жигулевское 1978», а если окажусь в Стерлитамаке, безусловно, выбираю местный «Шихан». Наши напитки — лучшие спутники в любом путешествии и прекрасный способ запомнить самые приятные моменты в жизни.
Ваш отдел курирует вопросы качества наших продуктов. Кто и как оценивает продукцию российского подразделения HEINEKEN?
Мы ежемесячно отправляем нашу продукцию в центральный офис HEINEKEN в Нидерландах. Группа специально обученных дегустаторов тестирует каждый продукт в закрытом режиме: никто из экспертов не знает, из какой страны доставлены продукты. Оценки выставляются по семибалльной шкале. Мы видим, насколько наш продукт соответствует профилю. Пиво раскладывается по 15 различным факторам, на основании этих критериев эксперты выставляют окончательную оценку. Мы доставляем свою продукцию в фирменных бутылках и банках, а коллеги в центральном офисе постоянно удивляются, как нам удается достигать такого высокого качества этикетки. Раз в квартал мы сами внутри компании сравниваем наши продукты с продуктами конкурентов по категориям, чтобы понимать, что наша продукция действительно отвечает самым высоким требованиям. Дегустация также абсолютно закрытая. Каждый из участников, не зная торговой марки, должен определить, какой продукт ему нравится больше и почему, какие факторы в дальнейшем могут повлиять на выбор потребителя.
Вы вошли в число 22 лучших специалистов — мастеров варки пива Heineken®. Что на практике означает это почетное звание?
Для меня это означает, что всю нашу российскую команду признали мастерами по качеству пива Heineken®: это наши пивовары, сотрудники службы качества, персонал на участках розлива и в отделе логистики. Почетное звание в рамках компании означает, что подразделение в России может производить пиво Heineken® по наивысшему стандарту. Причем этот статус получают только те, кто постоянно улучшает качество продукта и упаковки. У нас действительно изо дня в день предпринимаются шаги по улучшению качества продукции, и это признают во всем мире. Россия по праву входит в список стран с наивысшим качеством продукции Heineken®, такой успех обеспечивают усилия всей нашей команды.
Вы не только профессионал, но и успешный руководитель. Как выстраиваете работу в команде? Что больше всего цените в коллективе?
Компания HEINEKEN — это корпоративный дух профессионализма и сотрудничества, что, на мой взгляд, очень ценно. Ты работаешь не просто с профессионалами самого высокого уровня, вокруг тебя люди, которые всегда и во всем готовы оказать максимальную поддержку. Так потенциал компании увеличивается многократно. Именно поэтому нам удается сравнительно небольшими командами достигать невероятных результатов. Если мы запускаем новые продукты, то очень быстро и с эффективностью 150%; если улучшаем технологии, то тоже максимально быстро, с высокой энергией и драйвом.

Только 22 специалиста в мире, включая нашу коллегу из российского офиса, официально признаны пивоварами высшего класса

Для меня в команде очень важен дух не соперничества, а именно сотрудничества и дружеского плеча, когда ты чувствуешь себя комфортно, выдаешь самый высокий результат и можешь полностью раскрыться как профессионал. Даже достигнув определенного уровня, мы тут же пытаемся понять, что еще можно сделать лучше. Эта амбициозность и постоянное стремление к совершенству отличают работу всей команды HEINEKEN. Если ты любишь свой продукт, если гордишься тем, что выпускаешь, то просто не можешь работать спустя рукава. А у нас люди действительно гордятся своей продукцией и своей компанией, именно поэтому у нас получаются настолько качественные продукты и успешные инновации.
Источник: Редакция журнала HEINEKEN