АЛГОРИТМ УСПЕХА
КОРПОРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ
Лучшее будущее
30 августа 2021 | Выпуск #2 (65)
Глобальные вызовы, стоящие перед человечеством и выраженные в Целях устойчивого развития ООН, подталкивают компании пересматривать и менять существующие бизнес-модели.
Идея устойчивого развития состоит в том, что бизнес и общество должны удовлетворять свои нужды, не ставя под угрозу существование будущих поколений, у которых будут свои потребности: в чистой воде и воздухе, полноценном питании, доступном образовании, равноправии и т.д. Таким образом, устойчивое развитие — это системный взгляд в будущее.
Повестка-2030
В сентябре 2015 года в Париже государства — члены ООН приняли Повестку дня в области устойчивого развития до 2030 года. Документ включает в себя 17 целей устойчивого развития (ЦУР), которые сочетают социальные, экономические и экологические приоритеты для всего человечества. Так, в Повестку включены такие цели, как ликвидация нищеты и голода, обеспечение доступного и качественного образования, принятие мер по борьбе с изменением климата, рациональное использование водных ресурсов и т.д.

Цели Повестки носят планетарный масштаб, и для их реализации необходима активная совместная работа бизнеса, правительств, НКО и гражданского общества.
Найти отличия
Все больше компаний в России корректируют свои бизнес-­процессы в соответствии с Повесткой-2030. Но может возникнуть вопрос: а чем стратегия устойчивого развития отличается от корпоративной социальной ответственности (КСО), которая практикуется компаниями уже не одно десятилетие? Оба понятия взаимосвязаны и не исключают друг друга. При этом КСО — это своего рода социальный контракт с сотрудниками компании, обществом и властью. Устойчивое же развитие включает в себя качество корпоративного управления, бережливое производство, связанные с ним вопросы экологии, заботу об экономическом процветании территории, на которой работает компания и т.д.
Что действительно важно
Реализация ЦУР, очевидно, приводит к дополнительным расходам. При этом она же создает компании добавленную стоимость.

Сегодня все больше инвесторов ориентируются на ESG-индекс, который, в свою очередь, базируется на принципах ESG (англ. environmental — экология, social — ­социальное развитие, governance — корпоративное управление).

Компаниям с низким ESG банки предлагают более высокие ставки по кредитам из-за потенциальных экологических рисков. Существуют целые фонды, инвестирующие только в социально ответственные предприятия. Инвесторы ориентируются на три критерия:

Экологический. Например, количество и вид используемой компанией энергии, отходы, производимые предприятием, степень загрязняемости окружающей среды, сохранение природных ресурсов и обращение с животными.

Социальный. Работает ли компания с поставщиками, которые придерживаются тех же ценностей, о которых она заявляет? Поощряет ли своих сотрудников за сверхурочную работу? Какой гендерный состав компании? Учитываются ли интересы жителей территории, на которой работает бизнес?

Корпоративное управление. Как соблюдаются права акционеров, как и по какому принципу выплачивается вознаграждение топ-менеджерам, какой гендерный состав менеджмента?
Общими усилиями
Крупные компании выступают катализаторами реализации целей устойчивого развития. В значительной степени от них исходит инициатива и лидерство. Но органы власти всех уровней все активнее включаются в работу по реализации ЦУР, поддерживая в этом бизнес, в том числе и на законодательном уровне.

Кроме того, запросы со стороны широкого круга заинтересованных сторон, включая клиентов, парт­неров, поставщиков, регуляторов и финансовые институты, все глубже интегрируются в повестку устойчивого развития.
Международные агентства составляют ESGрейтинги, чтобы инвесторы смогли сравнивать компании. Так, агентство MSCI составляет один из крупнейших рейтингов для измерения устойчивости эмитента к долгосрочным, существенным экологическим, социальным и корпоративным рискам.
Общие задачи, такие как достижение ЦУР, становятся фактором, который помогает налаживать работу компаний с регуляторами. Например, компании, которая не разделяет ценностей устойчивого развития, труднее будет выстроить диалог с контролирующими органами, и наоборот. И тут речь не о каких-то особенных преференциях. У государства и бизнеса появляется реальная общая цель, и власти будут охотнее взаимодействовать с теми, кто настроен на ее достижение.

Также бизнес находит поддержку со стороны общества, НКО, СМИ.
Устойчивое развитие HEINEKEN
Стратегия устойчивого развития для компании HEINEKEN — это долгосрочная работа по созданию общих ценностей для бизнеса, общества и всей планеты.
Жерард Адриан Хейнекен
В 1864 году Жерард Адриан Хейнекен купил старую пивоварню в центре Амстердама. Изначально его идея заключалась в том, чтобы создать успешную компанию, которая будет не только производить качественное пиво, но и приносить пользу городу и его жителям. И действительно, открытие пивоварни в Амстердаме способствовало быстрому развитию города. Жерард Хейнекен строил дома для сотрудников и инвестировал в городские социальные программы. Поэтому в том, что Амстердам стал культурным центром Нидерландов, есть заслуга Жерарда Хейнекена и его компании. Именно тогда зародилась практика активного взаимодействия со стейкхолдерами и конечными потребителями. Жерард Хейнекен прислушивался к мнению местных жителей, их советам и пожеланиям, что помогало его компании процветать.

Открытие пивоварни в Амстердаме способствовало быстрому развитию города

Эти принципы и практики актуальны и в наши дни. В 2010 году в HEINEKEN стартовала программа устойчивого развития бизнеса «Варим пиво, делая мир лучше». Ее основные приоритеты были определены по итогам серии экспертных консультаций, в которых приняли участие многие партнеры компании и заинтересованные стороны. Специалисты HEINEKEN встречались с представителями органов государственной власти, отраслевых и неправительственных организаций, например Greenpeace и Amnesty International, учеными и исследователями, чтобы сопоставить подходы компании и выработать совместные планы на будущее.

В 2013–2014 годах была продолжена серия встреч на мировом уровне, а в 2015 году организован круглый стол для неправительственных организаций в Брюсселе, чтобы узнать мнения экспертов относительно уже достигнутых результатов стратегии и перспективных планов. В круглом столе приняли участие 15 общественных организаций, в том числе CARE, Oxfam, Forum for the Future, WaterAid, World Resources Institute и WWF International. По итогам этих важных встреч была разработана матрица приоритетов, которые имеют ключевое значение для HEINEKEN и всех наших контрагентов. В ней указаны конкретные проблемы, возможности и факторы риска. Важно также отметить, что при дальнейшем формировании и развитии стратегии устойчивого развития HEINEKEN была принята в расчет резолюция Парижской конференции по изменению климата (COP21) 2015 года, а также Цели устойчивого развития ООН (ЦУР).

В 2020 году HEINEKEN объявила трансформационную бизнес-стратегию EverGreen, призванную помочь компании оперативно и системно адаптироваться к требованиям постоянно меняющегося мира. В рамках новой бизнес-стратегии HEINEKEN еще в большей мере ориентируется на нужды клиентов и потребителей и уделяет больше внимания внешним факторам. Стратегия позволяет повысить производительность и высвободить ресурсы для дальнейшего роста в различных направлениях.

На основе данной концепции в 2021 году была запущена обновленная стратегия «Варим пиво, делая мир лучше. Новые горизонты-2030», которая включает три направления: охрану окружающей среды, устойчивое социальное развитие и ответственное потребление алкоголя.
Источник: Редакция журнала HEINEKEN